Что делать в условиях растущей неизвестности
Как не свалиться в тактику «тушения пожаров»
Подавляющее большинство компаний в декабре подводят итоги года и планируют следующий. Многие проводят стратегические сессии, ставят задачи по развитию и укреплению бизнеса в долгосрочной перспективе.
Сейчас бизнесу как никогда важно уметь находить новые возможности и оптимизировать ресурсы. Именно стратегия отвечает за это. Однако, в условиях «переполоха неизвестности» мы раз за разом сваливаемся в тактику «тушения пожаров».
Умение мыслить стратегически, по-моему, уже становится почти исчезающим качеством. Мало кто занимается стратегией. А ведь разработка и реализация стратегии - ключевая задача собственника бизнеса и руководителей.
Количество неопределённостей и их глубина для бизнеса дальше будет только нарастать. Если раньше факторы неизвестности шли по очереди, то теперь они надвигаются стаями: стая-за-стаей - «час от часу не легче!». При этом теперь всё большую неизвестность вносят не только «чёрные лебеди», но и необходимость цифровизации всех сторон самого бизнеса:
- растущая omni-канальность продаж,
- «умнеющие продукты»,
- роботизированные бизнес-процессы,
- появление новых форм «вне отраслевого бизнеса»
- трансформация бизнесов в смарт-бизнесы и т.п.
От неопределённости нужно не «стыдливо уклоняться», её нужно перешибать. Раньше если что-то не заладилось в текущей деятельности, то от этого бежали в диверсификацию. Сейчас создались другие условия: если на заладилось в настоящем, то поищи себя в будущем, теперь абсолютно новое будущее приходит всё чаще.
Здесь есть одна приятная вещь: цифровизация. С одной стороны, она является источником неизвестности, но именно цифровизация своими средствами создаёт и мощное оружие борьбы с этой неизвестностью.
Совершенно понятно, что для новых условий и стратегию нужно строить нового типа и на новом инструментарии. Сюда относятся:
- «динамические», а не «статические стратегии»;
- функция «расширение стратегического кругозора компании» и соответствующий ей бизнес-процесс, базирующийся на цифровизации;
- экспериментаторство в бизнесе;
- другие источники финансирования для потока развития и т.д.
Есть одно НО – при построении стратегии категорически важно учитывать экономическую ситуацию в стране и мире, уделить внимание вопросам макроэкономики.
Как сказал один известный бизнесмен: «Стратегическая сессия без экономических данных – гадание, с данными – прогноз».
Если уж строить планы, думать о развитии или (для многих) как удержаться на плаву, надо знать возможные перспективы, понимать тенденции и не попадаться на хайп и провокации. Критическое мышление никто не отменял. Для предпринимателей это особенно важно.
Поэтому 9 декабря проводим заключительный в этом году и важный для понимания следующего года семинар «Экономика и финансы 2026: риски и возможности. К чему готовиться бизнесу».
Программа семинара:
- Компетентный анализ узких мест в экономике России и Приморья на ближайшие несколько лет
- Понятным языком рассказ о макроэкономической ситуации, причинах подъёма ставки ЦБ РФ, перспективах изменения денежно-кредитной политики и последствиях таких изменений для российской экономики
- Прогноз по основным экономическим показателям и советы, которые помогут вам быстрее «лавировать» в условиях возрастающих рисков
- Базовые принципы и практические аспекты управления экономикой коммерческой организации и построения финансовой модели компании
- Основы экономического и финансового планирования. Что препятствует принятию оптимальных решений
- Практические рекомендации по сохранению финансовой устойчивости, планированию инвестиций и управлению рисками в условиях новой реальности
- Инструменты экономического анализа, которые позволят вам делать прогнозы и вырабатывать правильную для вас и вашего бизнеса стратегию действий.
- Использование Теории игр для принятия решений в условиях неопределенности, а также готовый «коробочный» алгоритм экономически эффективного управления изменениями
- В режиме «открытого микрофона» ответы на любые ваши вопросы, экономического или финансового плана. Эксперт поделится финансовыми прогнозами (если попросите)
Ведущий Максим Кривелевич – кандидат экономических наук, автор более 50 научных статей и монографий, изданных в России, Китае, Южной Корее и других странах. Специалист по финансовому рынку, участвовавший в создании финансовых продуктов в России, США и Сингапуре. Сертифицированный специалист по контрактам - сдал экзамен «Business Contracts» в Корнельском университете (Cornell University, USA). Инструктор в России (co-teacher) программ Applied Corporate Finance (прикладные корпоративные финансы) и Behavioral Economics (Поведенческая экономика) престижного университета CERGE-IE. Постоянный эксперт эфиров телеканала РБК, посвященных монетарной политике. Бизнес-консультант с 25-летним опытом реализации проектов.
Успехов и до встречи!
Ваша - Ольга Стаценко


