Top.Mail.Ru
Блог — Конструктивная обратная связь – правила применения

Конструктивная обратная связь – правила применения

Ольга Стаценко
19 октября 2020

Возвращение в реальность. Эффект обратной связи

Как часто мы запрашиваем обратную связь от своих подчиненных и коллег? 
Умеем ли мы сами давать обратную связь?

Потребность в обратной связи естественна и её отсутствие может лишить человека ощущения реальности. То есть, когда нет обратной связи от внешней среды, стираются границы восприятия и мы начинаем фантазировать. Обратная связь нужна, чтобы адекватно реагировать на реальные события. При этом грубо поданная обратная связь подавляет у человека желание действовать и может сильно демотивировать.
 
Цель обратной связи на рабочем месте – получить подтверждение проводимым изменениям. Ценность обратной связи в том, что она сигнализирует руководителю, насколько его информация дошла до подчинённых. При этом необходимо отслеживать свои эмоции. Если мы хотим поставить кого-то на место, а эмоции при этом не контролируем, то наша обратная связь будет разрушающей для человека. Так что начните с понимания своих мыслей и своего эмоционального состояния.
 
Зачем мы высказываем своё мнение, какая польза будет для нас и для человека? При предоставлении обратной связи обязательно руководствуйтесь следующими правилами:
 
1. Говорите о конкретном событии и используйте подтверждённые конкретные факты. Допустим, надо обратить внимание сотрудника на его опоздание. И, если это уже второй раз за неделю, то у нас есть событие, которое служит темой для обсуждения. Недопустимо говорить: «Ты вечно опаздываешь!» Это не работает, такие обобщения человек не воспринимает, не относит к себе. Подобная генерализация – излюбленный приём манипуляторов и извечная тема конфликтов. Если хотите получить конфликтную ситуацию, начинайте словами: «Ты всегда…» или «У тебя никогда…» Но вы же этого не хотите?
 
2. Говорите о том, что можно изменить. Давайте обратную связь вскоре после события. Например: «Вы сегодня не сдали отчет. Давайте посмотрим, что уже удалось, а что требуется доделать». Нет смысла обсуждать ошибку, сделанную сотрудником год назад.
 
3. Принимайте ответственность за личные взгляды. Используя конкретные факты, берите ответственность на себя. Не следует высказываться обобщённо: «Все говорят». Это опять-таки генерализация. Надо говорить от себя: «Я заметил, что сегодня у тебя голос был какой-то подавленный». При этом руководитель транслирует сотруднику, что он наблюдает, видит его. Необходимо говорить от себя и обсуждать события, действия, поведение, но не личность. Недопустимо затрагивать личность, навешивать ярлыки: «Ты конфликтный, ты псих!», и тому подобное.
 
4. Используйте ободряющие невербальные сигналы. Нельзя забывать о том, что люди воспринимают невербальные сигналы. То есть мы прозрачны и наше состояние считывается. Люди сильно реагируют на голос. Это как музыка. Громкая и резкая – нас раздражает. Тихая и нежная – умиротворяет. Особое значение имеют движения. Мы реагируем на жесты, положение рук и ног, напряженность тела. На всё это надо обращать внимание.
 
В каких случаях следует прибегать к обратной связи?

Когда руководитель хочет подсказать сотрудникам новую идею, предложить варианты решений, передать полезную информацию. Когда он понимает, что сотрудник не видит всего того, что для руководителя уже давно ясно.

Обратной связью также пользуются, чтобы поощрить, признать человека, побудить его к действиям.

Важный момент: сначала запросите разрешение на предоставление обратной связи и обязательно его получите. Ведь человек может быть просто не готов к нашему обращению.

Берите на вооружение и помогайте коллегам лучше увидеть себя со стороны.
 
А освоить полный набор управленческих компетенций вам поможет очный бизнес-курс «Эффективное управление сотрудниками», который начнётся уже с 22 октября.


Занятия один раз в неделю с 14 до 19 часов:
Количество участников – не более 12 человек в группе.

Желаем успехов!
«Бизнес-Академия Ольги Стаценко»

Вверх