По каким критериям вы точно попадёте под внимание налоговой?
Сейчас эффективность работы контрольно-надзорных органов многократно повысилась благодаря применению автоматизированных инструментов риск-анализа.
Как это работает? В момент, когда вы сдаете налоговую отчетность, она попадает в систему электронной обработки — поисково-информационный комплекс ЭОД (электронная обработка данных), где ваша отчетность в автоматическом режиме проверяется через 12 критериев.
По результатам данной проверки ваша компания получает свою первую окраску: зеленую, желтую, красную. Ей присваивают степень риска:
- Зеленый цвет означает — благонадежный налогоплательщик и, значит, вы пока неинтересны налоговой.
- Желтый означает, что налогоплательщик в рисковой зоне. За вами будут наблюдать. Будут наблюдать вашу динамику.
- Красный — это неблагонадежный налогоплательщик, а значит попадает в очередь на ВНП (выездную налоговую проверку).
Эти 12 критериев можно проверять самостоятельно и предугадывать приближение налоговых проверок.
12 признаков недобросовестного налогоплательщика
У инспекторов есть чек-лист, по которому они определяют, по закону работает предприятие или нет. Сочетание сразу нескольких факторов может стать поводом для проверки:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (ввиду экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расходов, максимально приближенных к сумме его доходов, полученных за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Ну а в дальнейшем алгоритм выбора компании к проверке проходит в несколько этапов:
- Предварительный отбор компаний
- Сбор и анализ информации
- Направление письма в компанию с требованием устранить недостатки
- Вызов на комиссию, заседание комиссии
- Выездная налоговая проверка
То есть если вы не отреагировали на письмо или не устранили недостатки по предписанию комиссии – ждите выездную проверку.
А теперь ВНИМАНИЕ! Мы рассмотрели критерии работы только одного контрольного органа, а их сейчас великое множество – пожарная инспекция, трудовая инспекция, Роспотребнадзор, полицейские проверки и т.д. Как не попасть под их внимание, как проверить себя и деятельность компании, как обезопасить бизнес от рисков потерь при проверках, а также при недобросовестной работе сотрудников – обо всем этом на семинаре 24-25 июня.
Есть моменты, где закон нас пугает, а на самом деле на это реагировать не обязательно. А есть, когда нам ничего не говорят, но на самом деле здесь и есть основной провал. И ведь любая «встреча» с контролирующими органами несёт огромный риск финансовых потерь вплоть до остановки деятельности.
На фоне всех изменений законодательства было упущено самое главное – чёткое понимание, как изменился функционал руководителей бизнеса, как теперь выстраивать стратегию и тактику ведения бизнеса в сложившихся условиях владельцу и ТОП-менеджерам.
Как обезопасить бизнес от внешних и внутренних рисков потерь – об этом данный семинар-интенсив. Что очень ценно – здесь будут теория и практика сразу, автор щедро делится форматами необходимых документов, алгоритмами построения контура финансовой защиты бизнеса. Важно - вы уйдёте с готовыми решениями!
Автор и ведущий: Оксана Солдаткина-Дажун (Новосибирск) - 25 лет управления бизнесом, официальный спикер Альфа-банка в сфере развития и защиты бизнеса.
Желаем успехов!
Бизнес-Академия Ольги Стаценко