Думаете, ваши сотрудники не воруют?
О впечатляющих масштабах воровства в российских организациях свидетельствую двузначные и трехзначные цифры. Воруют уже много столетий и практически везде: сотрудники и начальство тащат канцтовары и оргтехнику, списывают оборудование и материалы, продают клиентские базы, закрытую информацию и коммерческие тайны, проводят дутые тендеры, присваивают доходы и активы, берут взятки, ведут двойную бухгалтерию и ведут клиентов «в черную».
В подавляющем большинстве случаев компания несет потери из-за попустительства во внутреннем контроле, равнодушия руководства и собственников и нежелания раздувать из прецедента скандал. Однако глубинные причины повсеместного безнаказанного воровства намного сложнее.
Согласно исследованиям, от 10 до 20% работников - люди абсолютно честные и они не пойдут на воровство ни при каких обстоятельствах. Еще 10 - 20% будут пользоваться малейшей возможностью, чтобы украсть, - от совершения кражи их не удержит никакой контроль, каким бы суровым он ни был. Оставшиеся работники составляют 60 - 80% коллектива. Эта группа является довольно чувствительной к наличию возможности для хищений. По своей природе это люди честные, однако, при наличии подходящей возможности они могут решиться на кражу.
Какими бывают мошенники в организации?
Нечистых на руку сотрудников можно разделить на три категории.
«Мелкие несуны»
Есть люди, живущие по принципу, известному еще с советских времен: «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь». Такие сотрудники стараются унести домой хоть что-нибудь - запчасти, старый принтер, канцтовары, флэшки, оборудование. Другими словами, это не особенно дорогая собственность компании. Во многих организациях даже не учитывают такие потери.
Главный вред «мелких несунов» заключается в том, что им начинают подражать другие сотрудники, и вот уже выносится не 20 пачек бумаги, а полтонны в год, а половина всей завезенной одноразовой посуды (пусть и дешевой) используется работниками на пикниках. Некоторые «мелкие несуны» пробуют себя в более серьезных кражах и переходят в другую категорию.
«Похитители»
«Похитители», как правило, воруют более ценные вещи. Хищения совершаются там, где есть материальный поток - изделий, товаров или денег. Поэтому традиционными «хлебными» профессиями, связанными с риском хищений, являются кладовщик, продавец, кассир, водитель, перевозящий товарно-материальные ценности и т.п. В советское время даже бытовало убеждение, что заработные платы у продавцов магазинов низкие, потому что тем самым «компенсируется» причиняемый ими материальный ущерб.
«Бизнесмены»
В эту категорию нечистых на руку сотрудников попадают те, кто занимается хищениями системно, на постоянной основе, с вовлечением других людей (как сотрудников, так и внешних контрагентов). Этим занимаются люди, имеющие определенную юридическую власть в организации - право подписи, печати и т. д. Хищения в этих случаях бывают неявными, т. е. поймать вора за руку и доказать «нехороший» умысел проблематично.
Легче предупредить болезнь, чем потом ее лечить.
И есть несколько вариантов «лечения».
Автоматизация
Самым лучшим вариантом искоренения воровства является технологический путь - строить бизнес так, чтобы пресловутый «человеческий фактор» сводился к минимуму.
Бюрократизация
Нам всем не нравится, когда при устройстве на работу приходится представлять документы, заполнять анкеты, собирать справки или когда при оформлении кредита нужно представить кучу бумажек. Но это необходимая процедура. Смысл бюрократии в том, чтобы минимизировать риски. Различные визы, согласования и прочее используются для того, чтобы в процесс передачи товарно-материальных ценностей было вовлечено большее количество людей.
Просветительская работа
Значительный вклад, который может внести HR-служба в дело борьбы с нечестными сотрудниками - пропагандистская работа. Многие со скепсисом относятся к этому виду деятельности. Среди некоторых руководителей организаций даже бытует мнение, что все эти затеи ни к чему: люди воруют и будут воровать. Однако это не так. Есть те, которые, что называется, «не определились», и таких большинство. Задача службы управления персоналом - проводить целенаправленное воздействие именно на эту аудиторию.
Подбор персонала
Безусловно, многих вышеперечисленных мер можно избежать, если правильно подбирать людей. На что нужно обратить внимание при подборе персонала, чтобы случайно не взять на работу вора? Важно увидеть, насколько кандидат склонен ко лжи. Для этого можно использовать массу инструментов, причем не обязательно каждого претендента проверять на детекторе лжи или истязать замысловатыми психологическими тестами.
А теперь – главное
Кроме материальных ресурсов, воруют самое ценное – ваши силы и ваше время. А это то, что вы не восполните и не вернете НИКОГДА!
Если вы собственник, которого уже достало раздолбайство и безответственность сотрудников и вам нужна система и практические технологии наведения порядка и контроля в компании – то вам необходим семинар Андрея Тысленко «Менеджмент в интересах собственника. Как контролировать свой бизнес изнутри и снаружи». Здесь состоится безапелляционно правдивый разговор собственников с собственником. Это злой, но очень справедливый семинар, действует как хирургическая операция.
А для того чтобы оградить бизнес от сотрудников, склонных к кражам и неисполнению своих прямых обязанностей, существует надежный способ – это тщательный отбор персонала. Вам нужна точная технология отбора продуктивных кандидатов, чтобы наполнить свою компанию теми, кто действительно может принести ощутимую пользу на своем рабочем месте. Как справиться с такой задачей? Об этом семинар Андрея Тысленко «Профессиональный HR: структурная диагностика персонала».
Ведущий семинаров: Андрей Григорьевич Тысленко (Москва) — эксперт по организации и совершенствованию систем управления, владелец нескольких бизнесов с 27-летним опытом руководства людьми, автор трёх книг по менеджменту, преподаватель Русской школы управления, член национального реестра независимых директоров РФ.
Желаем успехов!
«Бизнес-Академия Ольги Стаценко»