Чему Штирлиц может научить бизнесмена?
Согласитесь, чаще всего мы про себя думаем, что уникальны и то, что делаем, никто никогда раньше не делал (не сталкивался, не переживал и т.п.). А ведь эта иллюзорная уникальность сильно мешает познавать новое и учиться.
Разговаривая с владельцами бизнесов, я чаще всего слышу одно и то же, например: «Я понял, что вы весьма успешно занимаетесь оптовой и розничной торговлей, но у нас уникальный товар – юридические услуги. Это СОВСЕМ другое…
На тренингах или семинарах всегда попадается хотя бы один человек в аудитории, который скажет: «Всё, что вы рассказываете, очень хорошо… но как это применить к МОЕМУ бизнесу?.. У меня особенный бизнес».
Уметь находить пользу во всём, что мы читаем, смотрим или слушаем не сложно, но придётся мысленно пожертвовать идеей своей уникальности, вдумчиво наблюдать и хотеть найти пользу.
Например, наверняка известный подавляющему большинству из вас фильм «Семнадцать мгновений весны». Смотрели?
А многие ли из вас на практике используют то, что узнали именно в этом фильме? И многим ли приходила в голову мысль, что такое в принципе возможно, и параллели между советским разведчиком и современным предпринимателем или менеджером по продажам проводятся очень легко?
Этот фильм – кладезь жизненной мудрости и неоценимых советов в бизнесе и жизни. Давайте попробуем отыскать в 1945 году то, что будет нам весьма полезно в 2019. Итак, жирным курсивом – цитаты из фильма. Обычным шрифтом – мои слова.
«А что вы предлагаете конкретно?.. Критиковать и злобствовать всегда легче. Выдвинуть разумную программу действий значительно труднее».
Пожалуй, единственный ответ на неконструктивную критику, снижающий пыл критика. «Критикуешь – предлагай. Предлагаешь – действуй». И предложите всем отныне жить по этому правилу.
Тому, кто хоть что-то в жизни делает, критика хорошо знакома. Не критикуют только тех, кто не делает ничего. Так что попробуйте в следующий раз спросить вашего критика, что именно он предлагает, а затем предложить реализовать свою программу.
Делать никто ничего не станет, ведь это разные вещи - работать языком или лопатой… Но и от вас быстро отстанут.
«Тот, кто работает под началом какого-нибудь вождя, обязательно теряет инициативу».
Почему? Ну, потому что вождь прав по определению. В присутствии того, кто прав по определению, инициатива даже неуместна.
Однако в наше время люди теряют инициативу гораздо проще, быстрее и надёжнее - в общеобразовательной школе. За 10 лет создаётся условный рефлекс: «ошибка – это двойка, а двойка – это плохо, значит, ошибка – это плохо». Люди учатся не делать ошибки. И смеяться над чужими ошибками.
Но, к сожалению, ошибка – неизбежное следствие любой деятельности, любой инициативы и любого познания нового.
Никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает и ничему не учится. И, точно зная, что ошибка – это плохо, люди предпочитают совсем ничего не делать, чтобы только избежать ошибок.
Чтобы стать предпринимателем, сначала нужно понять, что 10 лет в школе тебя учили неправильно. И отказаться от этой науки, вернув себе право совершать ошибки.
«10 минут тому назад Штирлиц остановил машину, он почувствовал, что засыпает за рулем. Он решил, что должен поспать хотя бы полчаса, иначе он не доедет до Берлина. Полчаса. Прошло 10 минут, он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанных годами. Он проснётся и поедет в Берлин».
А вот это – один из полезнейших советов в этом фильме.
Попробуйте, если ни разу не пробовали. За 15 минут сна действительно можно хорошо отдохнуть. Во всяком случае, достаточно для того, чтобы вернуться к эффективной работе.
Правда, при условии, что не поступаете так ежедневно в течение месяца вместо ночного сна, и это форс-мажор.Это обычный навык, который тренируется и это весьма полезный навык.
«Запоминается последняя фраза разговора – это Штирлиц выявил для себя словно математическое доказательство. Важно, как войти в нужный разговор. Но ещё важнее искусство выхода из нужного разговора. Теперь если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил Штирлиц и просил шведского снотворного».
Это ещё один полезнейший совет. Запомните его: может и пригодится.
Если вам важно поговорить о чём-то с человеком так, чтобы теме беседы он не придал значения, придумайте «главную» тему беседы. И начните разговор с неё, а потом ею закончите.
Посередине разговора, как бы между делом, поинтересуйтесь важным для себя.Ваш собеседник отлично запомнит, с чего вы начали разговор, и чем его закончили. Середина беседы быстро забудется.
«Отказ от своего мнения всегда дурно пахнет».
Интуитивно люди что-то такое чувствуют, потому что с трудом отказываются от своего мнения. И это лучше, чем если бы они отказывались от него легко.
«Трудно стало работать… Столько развелось идиотов, говорящих правильные слова…»
Иными словами – советчиков. Запомните, что даже если вас попросили о совете, и вы его дали, в 95 случаях из 100 человек всё равно поступит по-своему, и вы, как минимум, зря потратите время.
А непрошеные советы, во-первых, точно никто не выполнит. Во-вторых, на всех языках мира есть такая пословица: «Один непрошеный совет равен двум оскорблениям». То есть, человек непрошеный совет всегда воспринимает как сильное оскорбление.
Удивительно, насколько современные люди к этому бесчувственны. Но здесь есть закономерность: чем больше вы делаете, тем больше вам советуют. Тем, кто не делает ничего – ничего не советуют. Нечего советовать тому, кто сидит на стуле.
Причём, занятый человек никогда не даёт советы. Советы дают бездельники.
Именно поэтому один непрошеный совет – это как два оскорбления. Так что если вы сознательно хотите кого-то оскорбить – самый верный способ дать ему совет.
Если же задача обратная – действуйте ровно наоборот.
Старое правило дипломатов: хотите понравиться – просите совета. Действует безотказно, как тонкая лесть или комплимент.
«Выдержка – оборотная сторона стремительности. Всё определяется пропорцией: искусство, разведка, любовь, политика».
Тоже весьма полезная мысль. Иногда выжидая, желаемое получаешь скорее, чем действуя.
В жизни бывает немало ситуаций, когда нужно проявить выдержку.
В бизнесе это очень важное правило. Перед любым хоть сколько-нибудь важным для вас решением, надо взять время на размышление. Действуя подобным образом, вы быстро заметите, что ваше собственное решение, принятое сразу же, почти всегда отличается от решения, принятого, спустя время.
Решение выдержанное оказывается вернее.
«Интересные предложения сотрудников Шелленберг поначалу как бы и не замечал, переводя разговор на другую тему. И только по прошествии дней, недель, а то и месяцев, добавив к этому предложению свое понимание задачи, выдвигал эту идею теперь уже как свою им предложенную, выстраданную и замысленную».
Это свойство многих начальников, которым умный подчиненный всегда пользуется. В современном бизнесе есть ещё одно – прослушивающее устройство (полезнейший инструмент быстрого убеждения шефа). Если вы говорите что-то шефу напрямую, вам нужно это обосновать и доказать. Если же он узнает ваше мнение из прослушивающего устройства, он доверяет ему без доказательств. Это неоднократно проверено.
«Ясность – это одна из форм полного тумана».
Если вам кажется, что какой-то вопрос вам предельно ясен, велика вероятность, что вы окончательно запутались.
«Я говорил с полицейским: я помню его лицо, а он должен вспомнить меня. Он подтвердит, что я перекатил коляску. Я скажу, что помог перенести и чемодан. Если он действительно видел, что я перевез коляску, то он не сможет уверенно ни подтвердить, ни отрицать чемодан… Что мне и нужно».
Это ещё один полезнейший совет в фильме, но, к тому же и одна из форм грубой манипуляции. Если вы хотите, чтобы человек «вспомнил» то, чего не было, напомните ему как можно больше деталей какого-то события, которые реально были, а своё несуществующее событие, вставьте где-то между ними.
Другими словами, если надо соврать так, чтобы вам поверили, нужно 10% лжи запрятать среди 90% правды. Повторю, что это форма грубой манипуляции.
Я пишу об этом, во-первых, потому что далека от идеи, что врать нельзя вообще никогда. В жизни человека случаются ситуации, когда сказать правду хуже, чем врать.
А во-вторых, потому, что приёмы грубой манипуляции вообще полезно изучить и хорошо знать. Не для того, чтобы ими пользоваться. А для того, чтобы с ними бороться, когда их сознательно или по глупости применяют против вас.
Поэтому призываю знать этот приём, но хранить его на антресолях подсознания, и доставать редко, но метко.Надеюсь, некоторые из этих мыслей оказались вам полезны.
Уметь находить пользу во всём, что мы читаем, смотрим или слушаем не сложно. Но придется мысленно пожертвовать идеей своей уникальности, вдумчиво наблюдать и хотеть найти пользу.
Так что те, кто давно хочет начать учиться – обязательно начинайте.
И не тяните. Начинайте не с понедельника, и даже не с завтрашнего дня, а вот прямо сейчас, в эту минуту примите такое решение, и начинайте.
Кратко о программе:
- Различные методы анализа себя и своей управленческой эффективности.
- Понятие Поля Власти руководителя и алгоритмы перехода от хаоса к порядку в системе.
- Как выстроить дееспособную систему «правил игры» и регламентирования в структуре и пирамиде управления. Важность адекватной «Картины Мира» каждого руководителя
- Как работают вертикальные, горизонтальные и диагональные связи в компании. Плюсы и минусы двойной системы подчинения.
- Какие риски создает евангелизм в бизнесе.
- Практические технологии планирования, делегирования, контроля, регламентирования.
- Военные приемы управления, которые успешно применяются в регулярном менеджменте.
- Что такое коридор принятия решений, чем обеспечиваются баланс прав и обязанностей сотрудников.
- Проблематику управления поколениями — что работает и не работает с подчиненными разных поколений.
- Вы осознаете 8 ступеней управленческого искусства по Владимиру Тарасову — от бестолкового «деяния» к толковому «недеянию».
Кратко о программе:
- Вредные социальные штампы и шаблоны. Личные цели: ложные и истинные. «Пирог времени».
- План собственной жизни – почему никогда не поздно? Гексагон личных целей и приоритетов. Ценности 21 века. Адекватная Картина Мира. Как не захлебнуться в «собственном» мнении?
- Горизонтальная карьера. Или бизнес-молодость в предпринимательстве?
- SWOT анализ себя и проблем: Неожиданное использование старого инструмента.
- Матрица Эйзенхауэра. Важные-неважные и срочные-несрочные дела = результаты.
- Что делает нас сильнее и умнее других?
Для тех, кто хочет усовершенствовать свои управленческие навыки и личную эффективность как руководителя.
ВНИМАНИЕ! Осталась неделя до повышения стоимости участия на этих семинарах.
Желаем успехов!
«Бизнес-Академия Ольги Стаценко»