Top.Mail.Ru
Блог — Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать

Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать

Ольга Стаценко
29 апреля 2020

Если в вашей компании сейчас спад, а вы «на нервах» – первым делом перестаньте метаться. Выдохните, выспитесь, отвлекитесь, успокойтесь. А затем, в спокойном состоянии, продумайте, что и как делать дальше.


Необходимо принимать решения, ответив на важные сейчас вопросы:

  • Продолжить работу, поставить бизнес на паузу, или закрыть бизнес?
  • Какие расходы надо сократить, а какие, наоборот, увеличить?
  • Кто из сотрудников пойдёт с вами дальше, а от кого необходимо избавиться прямо сейчас?
  • Как изменилось поведение ваших клиентов  и что можно сделать, чтобы им хотелось иметь с вами дело сейчас и в дальнейшем?
  • С какими бизнесами можно объединить усилия, чтобы выиграли все?
  • Справитесь ли вы сами или нужна помощь эксперта?


Поймите, нам всем предстоит пройти как минимум три этапа пути выхода из создавшегося положения. О них и хочу вам рассказать


Этап первый – затаились (самоизоляция)

На этом этапе мало кто может продавать с прежней прибылью, есть значительная часть бизнесов «на стопе». Понятно, что сложно продать канцтовары, одежду оптом, сырьё и т.п., когда 50-70% офисов и производств закрыты. В разных нишах этот этап займёт от двух недель до двух-шести  месяцев. Исключения – компании, продающие товары первой необходимости.


Что сейчас делать:

  • Перестраивать работу компании в максимально (или условно) удалённый и бесконтактный формат.
  • Собственникам «спуститься на землю», перейти в режим ручного управления и обучать менеджмент.
  • Изучить тренды – сейчас будущее меняется и необходимо знать, какие тренды повлияют на ваш бизнес.
  • С учётом трендов продумать, какими будут/могут быть ваши продукты, услуги, сотрудники, клиенты и т.д.
  • Проводить ABC/XYZ анализ и выстраивать фокусную стратегию удержания клиентов.
  • Резать косты (cost cutting - срезание расходов (издержек). Еженедельно рассчитывать и обновлять точку безубыточности.
  • Вводить бюджеты. Подход к доходам и расходам должен быть инвестиционным – думайте в первую очередь о том, какую отдачу от этого получит компания.



Этап второй – восстановление ресурсов (осмысление)

Рано или поздно, офисы откроются, а производства снова заработают. Бизнес начнёт затыкать кассовые разрывы и накапливать резервы перед второй волной кризиса. Исключения - некоторые, например, турагентства, event и низко маржинальные ранее «на ладан дышавшие» бизнесы не восстановятся.


Что делать:

  • Повышать операционную эффективность.
  • Реализовывать стратегию удержания лучших клиентов.
  • Резать затраты, не влияющие на LTV (LTV – customer lifetime value – один из важных показателей в маркетинге, с помощью которого вы можете понять степень заинтересованности клиентов в вашем товаре/услуге).
  • Обучать сотрудников, особенно – отдел продаж.
  • Проводить аудит эффективности всех бизнес-процессов.



Этап третий – атака на конкурентов (время возможностей)

Рынок почистится не только от слабых компаний, но и от вполне хороших, которые не смогут пережить кассовый разрыв из-за затянувшегося спада. Место на поляне освободится для новых игроков. Выиграют компании с хорошим продуктом и подготовкой, а также молодые и голодные новички.


Что делать:

  • Держать под жёстким контролем финансы и показатели деятельности.
  • Провести стратегическую сессию. Понять вектор развития/движения бизнеса и разработать два-три варианта работы.
  • Провести аудит рыночного предложения (продута/услуги).
  • Вводить скоринги потенциальных клиентов MQL/SQL и быстрее других забирать «бесхозных клиентов».
  • Нанимать профессионалов.

Ошибочные управленческие решения, особенно в кризис, обходятся бизнесу очень дорого. Поэтому сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать.


И ещё важный момент. Конечно, можно ждать Путина в голубом вертолёте – но тогда велик шанс так и не дождаться. Как в той присказке – одна девушка ждала принца, ждала-ждала… а пришёл почтальон с пенсией. Рассчитывайте в первую очередь на себя, а уж если случится помощь от государства, пусть это станет приятным сюрпризом.


Ситуация не должна быть фатальной для бизнеса, который твёрдо стоит на ногах. У которого есть стратегия, в котором грамотно управляют финансами, и владелец которого заранее готовится к возможному спаду.


Те, кто раньше учился у модных зажигательных спикеров, прыгающих по сцене с криком «Просто делай! Не тупи! Давай-давай! Хватит бояться!» – с высокой вероятностью сейчас потеряют свой бизнес. Потому что отваги и мотивации недостаточно там, где нужны компетентность, глубокое понимание и простроенные процессы.


Сейчас мы можем помогать друг другу вот так, виртуально. И мы, все эксперты Академии, хотим помочь каждому, подставить плечо, чтобы вы все выстояли, справились, прошли это. Мы готовы отвечать на ваши вопросы, делиться опытом, помогать справляться с нелёгкими сейчас задачами.


Давайте устроим созидательный бунт, будем говорить делом!


И да, успехов всем нам!


Ваша – Ольга Стаценко

Вверх